Применяется как заземлённый протяжённый тросовый молниеотвод, натянутый вдоль воздушной линии электропередачи, служащий для защиты токопроводящих проводов от прямых ударов молнии.
Предназначен для подвески на опорах линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше.
Изготавливается из стальных, плакированных алюминием проволок или из стальных, плакированных алюминием проволок и проволок из алюминиевого сплава.
Эксплуатируются при температуре окружающей среды от минус 60 до плюс 80 °С с учетом солнечной радиации.
Параметры ГТК20 | ГТК20-0/50-9,1/67 | ГТК20-0/70-11,1/96 | ГТК20-0/75-11,1/95 | ГТК20-0/90-12,1/114 | ГТК20-0/120-14,2/156 | ГТК20-0/300-22,6/397 |
Наружный диаметр ГТК, мм | 9,1 | 11,1 | 11,1 | 12,1 | 14,2 | 22,6 |
Вес ГТК, кг/км | 333 | 493 | 500 | 580 | 807 | 2040 |
МПР, кг | 6870 | 9840 | 9693 | 11706 | 15984 | 40483 |
МПР, Н | 67396 | 96531 | 95091 | 114832 | 156807 | 397138 |
МДРН, кг | 4809 | 6888 | 6785 | 8194 | 11189 | 28338 |
СЭН, кг | 2405 | 3444 | 3395 | 4097 | 5595 | 14169 |
S стальных элементов, мм2 | 37,47 | 54,43 | 56,45 | 64,75 | 88,72 | 223,95 |
S алюминиевых элементов, мм2 | 12,49 | 18,14 | 18,82 | 21,58 | 29,47 | 74,65 |
Общее сечение, мм2 | 49,96 | 72,58 | 75,26 | 86,34 | 117,9 | 298,6 |
R постоянному току при 20 °С, Ом/км, | 1,719 | 1,2038 | 1,1410 | 0,9993 | 0,747 | 0,2945 |
Термическое воздействие тока КЗ, кА2с | 22,7 | 48 | 50 | 67,7 | 126,6 | 811 |
Ток КЗ, кА за 1 с | 4,77 | 6,93 | 7,10 | 8,21 | 11,25 | 28,5 |
КТЛР, 10-6 1/ºС | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 |
Модуль упругости, кН/мм2 | 162 | 162 | 162 | 162 | 162 | 162 |
Модуль упругости (монтажный), кН/мм2 | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 |
Модуль упругости (вытяжки), кН/мм2 | 148 | 148 | 148 | 148 | 148 | 148 |
Параметры ГТК14 | ГТК14-0/35-7,6/56 | ГТК14-0/39-8,1/65 | ГТК14-0/50-9,1/81 | ГТК14-0/70-11,1/118 | ГТК14-0/90-12,1/140 | ГТК14-0/120-14,2/192 |
Наружный диаметр ГТК, мм | 7,6 | 8,1 | 9,1 | 11,1 | 12,1 | 14,2 |
Вес ГТК, кг/км | 250 | 290 | 360 | 526 | 625 | 856 |
МПР, кг | 5781 | 6658 | 8299 | 12057 | 14342 | 19585 |
МПР, Н | 56710 | 65314 | 81415 | 118276 | 140700 | 192130 |
МДРН, кг | 4047 | 4661 | 5809 | 8440 | 10040 | 13710 |
СЭН, кг | 2023 | 2330 | 2905 | 4220 | 5020 | 6855 |
S стальных элементов, мм2 | 30,28 | 34,87 | 43,47 | 63,14 | 75,12 | 102,57 |
S алюминиевых элементов, мм2 | 4,52 | 5,21 | 6,49 | 9,44 | 11,22 | 15,33 |
Общее сечение, мм2 | 34,8 | 40,08 | 49,96 | 72,58 | 86,34 | 117,9 |
R постоянному току при 20 °С, Ом/км, | 3,574 | 3,119 | 2,488 | 1,721 | 1,446 | 1,062 |
Термическое воздействие тока КЗ, кА2с | 8,1 | 9,6 | 13,5 | 28,6 | 40,4 | 74,9 |
Ток КЗ, кА за 1 с | 2,8 | 3,1 | 3,7 | 5,3 | 6,4 | 8,7 |
КТЛР, 10-6 1/ºС | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Модуль упругости, кН/мм2 | 168 | 168 | 168 | 168 | 168 | 168 |
Модуль упругости (монтажный), кН/мм2 | 162 | 162 | 162 | 162 | 162 | 162 |
Модуль упругости (вытяжки), кН/мм2 | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 |
ГТК – грозозащитный трос коррозионностойкий;
ХХ – тип стальной, плакированной алюминием проволоки;
1 – сечение алюминиевых проволок, мм2;
2 – сечение стальных, плакированных алюминием проволок, мм2;
3 – диаметр троса, мм;
4 – механическая прочность на разрыв, кН
ГТК изготавливается из стальных, плакированных алюминием проволок или из стальных, плакированных алюминием проволок и проволок из алюминиевого сплава.
Возможно применение стальной проволоки, плакированной алюминием, следующих типов: 20SA, 27SA, 30SA, 40SA.
Плакирование — метод нанесения тонкого защитного слоя металла на поверхность другого металла, в данном случае алюминия на стальную проволоку, при котором происходит холодная сварка металлов за счет большой сдавливающей силы. Главной особенностью этого метода является взаимная диффузия молекул металлов без нагрева на глубину до 5 мкм.
Параметры ГТК | ГТК20-0/70-11,1/87 | 11,0-МЗ-В-ОЖ-МК-Н-Р-1770 | трос ТК по ГОСТ 6063-80 11,0 (1370(140)) |
---|---|---|---|
Наружный диаметр ГТК, мм | 11,1 | 11 | 11 |
Вес ГТК, кг/км | 493 | 695 | 627,4 |
Общее сечение, мм2 |
72,58 | 83,59 | 72,95 |
R постоянному току, при 20 °С, Ом/км, | 1,2038 | 2,100 | 2.232 |
КТЛР, 10-6 1/ºС |
13 | 12 | 13 |
Срок службы | 50 лет | 40 лет | 25 лет |
В одной из прошлых статей под названием, «Какие тросы защищают наши ЛЭП» («ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» №3(42), 2017 г.) мы опубликовали результаты сравнительных исследований грозозащитных тросов на стойкость к воздействию токов короткого замыкания. Суть исследований сводилась к оценки разрушающего воздействия комплекса факторов, таких как короткое замыкание, коррозия, ультрафиолет и вибрация.
Уже очень долго не утихают споры, какие тросы надежнее: плакированные алюминием или оцинкованные гальваническим методом. В сентябре 2017 г. Группа Компаний «Оптикэнерго» приступила к проведению собственных исследовательских работ по сравнительному анализу остаточной коррозионной стойкости тросов ГТК, МЗ и ТК после влияния негативных факторов.
В последнее время к надежности грозозащиты ВЛ 110 кВ и выше предъявляются все более высокие требования, обусловленные множеством недостатков канатов типа ТК и С, применявшихся ранее в качестве грозозащиты.
На сегодняшний день около 95% ЛЭП 110 кВ и выше защищены от атмосферных перенапряжений канатами типа ТК и С в качестве грозозащиты. Согласно выводам, сделанным на основе сбора статистических данных, проведенных ПАО «Россети», видно, что основной причиной повреждений грозозащитных тросов являются износ и старение, — около 40%.
По оценке «НИИЦ МРСК», основанной на данных статистики, главная причина повреждения грозозащитных тросов (около 40%) – их износ и старение. Повреждения, связанные с атмосферными перенапряжениями, составляют 21%, с посторонним вмешательствами – 10,6%.
На сегодняшний день около 95% ЛЭП 110 кВ и выше защищены от атмосферных перенапряжений канатами типа ТК (оцинкованная сталь) и С (сталь, покрытая цинком), используемыми в качестве грозозащитных тросов. Достаточно часто они выходят из строя. Согласно выводам, сделанным на основе сбора статистических данных, проведенных «НИИЦ МРСК», видно, что основной причиной повреждений грозозащитных тросов (около 40%) являются их износ и старение. Повреждения, связанные с атмосферными перенапряжениями, составляют 21%, с посторонними вмешательствами – 10,6%.